Еще в незапамятные времена, когда местом обитания человека служили многоквартирные общежития типа «крепость», дозорный, завидев на горизонте приближение врагов, зычно подавал команду «Закрыть ворота!» В ответ раздавалось: «Эй, ухнем!» – и мускулистые стражники дружно притворяли кованые ворота и задвигали дубовый засов. Позже стражников заменили парой лошадей, а лошадиную работу переложили на плечи рычагов, зубчатых колес и веревочных приводов. Смазанные салом ворота, опираясь на блоки-колеса, быстро и надежно перекрывали путь непрошеным гостям .

С тех исторических времен сами ворота почти не изменились, если не считать того, что мускулистых стражников заменили электроприводы, а команда подается не голосом, а сигналом с дистанционного пульта.

Конструкция современных автоматических ворот дает человеку такую степень свободы, которую не давали, да и не могли дать распашные. Зачастую очень красивые, ажурные, резные, кованые, пуленепробиваемые, они неохотно, но неумолимо сдают позиции, поскольку требуют от хозяина «рукоприкладства» и занимают при открывании немало места полезной территории. Автоматика побеждает, экономя пространство и предлагая максимум удобства в обращении. Именно поэтому такие ворота изначально прописались на промышленных предприятиях и складах.

Основные производители сдвижных и подъемных ворот – европейцы. Сдвижные ворота используют на открытых территориях – там, где отодвинутая часть ворот особенно и не мешает. А подъемные – на узких пространствах, где предпочтительно убирать ворота куда подальше, то есть вверх. Неудивительно, что именно они чаще всего встречают нас на въездах в частные гаражи. Но только в такие, где проемы дверей имеют стандартные размеры.

Из чего же состоят наиболее распространенные подъемные ворота?

Во-первых, из собственно двери. Во-вторых, из рамы (с направляющими) и электропривода. Сама дверь может быть цельной и секционной, то есть состоящей из связанных между собой отдельных элементов, которые позволяют сворачивать ее в рулон.

Цельная дверь открывается так. По сигналу с пульта привод тянет верхний край двери. Она движется на пластиковых роликах по двум вертикальным направляющим на косяках проема. А нехитрая система подъемных рычагов подвешивает и удерживает ее горизонтально – под потолком. Обратный путь еще проще: привод «отпускает» дверь, и ее возвращают две пружины. Оптимальное полотно двери – так называемая «сэндвич»-конструкция. Снаружи сталь толщиной 0,5-0,9 см, внутри – заполнитель из  пенополиуретана. Качественная дверь с утепленными стыками ложится краями внахлест на раму проема и дает хорошую тепло- и шумоизоляцию.

Фактура отделки панели – на любой вкус. На более дешевой, ребристой, незаметны царапины или вмятины, но выглядит она, конечно, менее престижно, чем абсолютно гладкие разноцветные покрытия. Однако, цельные ворота, открываясь, выходят за пределы порога наружу, не позволяя парковать автомобиль вплотную. Да и пружины с торсионами подбирают под вес каждой двери лишь немногие производители. Конечно, вес ворот «чувствует» лишь автоматика, но реагирует она болезненно – коротким сроком службы.

Секционные ворота состоят из горизонтальных панелей-ламелей, поэтому, когда привод тянет верхний край, они изгибаются почти под прямым углом. Узкие панели также имеют сэндвич-конструкцию (так что тепло они держат не хуже цельных), да еще с ребрами жесткости. Ворота чаще всего продают в почти незаметной глазу защитной пленке высокого качества. Пока пленка заметно не истрепалась, снимать ее не рекомендуют. Чтобы не защемить пальцы в стыке между панелями, лучшие модели оборудуются «травмобезопасной системой»: глухим перехлестом этих стыков. Пустячок, но безопасно.

Направляющие в этих воротах тоже изгибаются, да еще и уходят под потолок гаража. А значит, между потолком и верхним краем дверного проема также необходимо оставлять запас сантиметров в 20.

В обоих случаях направляющие крепятся на стенах шестью-восемью анкерами быстро, качественно и надежно. И цельные, и секционные ворота имеют максимальные стандартные размеры дверей – 3 м в высоту и 5 в ширину. Но это для гаража на две машины. При этом вес конструкции не превышает 100 кг.

Въездные ворота – различаются размерами и исполнением гораздо больше, а потому говорить о каких-то стандартных размерах не приходится. Способ крепления въездных ворот один – на сварке.

Итак, все работает само, правда не бесплатно. Стоимость хорошего электропривода составляет немалую часть от стоимости ворот. Потребляемая мощность 150-300 ватт. Для гаражных ворот чаще всего применяют потолочные приводы, то есть двигатели стоят под потолком. Они приводят ворота в движение зубчатыми ремнями или тросами. Причем в каждой новой модели это происходит все тише.

Приводом можно управлять как со стационарной кнопки, которую крепят на внешней или внутренней стене, так и с дистанционного пульта с кодом, который легко менять по своему усмотрению. Дополнительный встроенный замок препятствует несанкционированному механическому открыванию двери, отключает кнопку и блокирует электропривод.

Сами двигатели тоже имеют несколько дополнительных функций: одна из основных – возможность регулировки мощности, в зависимости от типа и веса ворот. В качестве пассивной защиты применяется звуковое и световое оповещение. У некоторых приводов есть обязательная функция замедления скорости ворот на конечной стадии закрывания и специальные масляные амортизаторы. Для тех, кто живет по минутам, есть функция таймера (т.е. ворота закроются или откроются, допустим, за 10 секунд). Предусмотрены и системы аварийной остановки. Например, если при закрытии цельных ворот дверная панель встретила препятствие, умный механизм тут же вернет ее обратно. А если что-то помешает ей в момент открытия – она просто замрет, опасаясь повредить стоящую слишком близко машину.

Итак, дождь или град – вы подъезжаете к родному гаражу, жмете кнопку на пульте, и ворота открылись.

А если ток вырубят? Тогда есть два выхода (в прямом смысле).

Первый – потайной лючок у края двери. Его можно открыть и, нажав внутреннюю кнопку, привести в действие резервный аккумулятор.

Второй вариант – ручка на двери. На первый взгляд, самая обычная. Но если ее повернуть, контакт с электроприводом разомкнется, и ворота можно поднять вручную. Ворота с такой ручкой всегда запирают на встроенный замок. Кстати, и лючок тоже.

Правда, и в том, и в другом случае придется выйти из машины. Некомфортно? Зато не испытаете на себе недоступность личного автомобиля.

Есть и абсолютно надежный вариант для тех, кто не доверяет автоматике. Точно такие же ворота (цельные или секционные), но лишенные всякой автоматики. Просто поднимать (открывать) и опускать (закрывать) их придется за ручку. Это, конечно, не тяжело, но хлопотно и грязно.

О воротах роллетных конструкциий, или рольставнях, нужно говорить отдельно. Они очень напоминают обычные секционные ворота. Планки из оцинкованной стали толщиной 0,8 мм с ребрами жесткости и порошковым напылением всевозможных цветов. Чуть дороже – перфорированные панели, через которые из гаража видна улица, но не наоборот.

Основное отличие роллетных ворот от цельных и секционных в том, что в них полотно двери под потолок не уезжает, а наматывается рулоном на вал. Делают это электроприводы – преимущественно немецкие, мощностью 300-400 Ватт, что стоят внутри гаража сбоку от вала. Можно поднять или опустить ворота и вручную. Это достаточно легко: помогает пружинный механизм, правда, только для ворот площадью до 12 кв.м.

Казалось бы, накладно оставлять под рулон и вал запас сантиметров в 30. Но главный плюс таких ворот – в очень широком выборе размеров. Можно рассчитать длину вала и полотна с направляющими хоть под обычное окно, а можно и под самолетный ангар. Ухода не требуют, грязи не любят.

При подборе ворот важно изначально отталкиваться не от цен, а от своих потребностей. То есть от размеров. Клиенту, который приходит выбирать современную модель уже после того, как построил гараж, часто приходится отказываться от понравившегося варианта в пользу того, который подходит. Поэтому сегодня сначала покупают ворота!

А вот с установкой лучше не торопиться: строительная пыль не то чтобы враг, но и не союзник ворот. Зато потом весь уход будет состоять только в протирке движущихся деталей да смазке поскрипывающих от времени соединений.

Специалисты советуют аккуратно обращаться с самыми «контактными» деталями конструкции – ручками и замками. Первые не любят, когда их дергают «на себя», вторые боятся грязи. К тому же на эти досадные моменты гарантия не распространяется.

Собственно на ворота стандартная гарантия составляет 1-3 года, на электроприводы – полтора. Как правило, в стоимость ворот входит и доставка. А вот установка оплачивается отдельно, в зависимости от размеров и типа ворот, места расположения гаража и собственных расценок специалистов.

Серьезные фирмы сразу же предупреждают клиента о том, что он сразу потеряет гарантию, если решит заняться установкой самостоятельно. Так зачем усложнять себе жизнь? Ведь автоматические ворота призваны ее упрощать.

2006/07/20

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here