Сегодня освещению вспомогательных зон дома уделяется не меньше внимания, нежели освещению основных помещений. Коридоры, холлы, лестницы перестали быть второстепенными, исключительно функциональными пространствами. Когда основополагающими требованиями к интерьеру стали комфорт и красота, они постепенно обретают статус парадных помещений.

Организация двухуровневого пространства и появление лестницы в жилом интерьере — ситуация довольно распространённая, можно сказать, обыденная. Лестница стала значимым формообразующим, композиционным и декоративным элементом. Поэтому организация её освещения играет немаловажную роль.

Функции света в пространстве лестницы

Первая и основная функция — создание в помещении уровня освещенности, достаточного для удобства использования лестницы по ее прямому назначению Но не только. Лестница — это своего рода вертикальный коммуникационный узел, в то время как коридоры, холлы, переходы можно рассматривать как горизонтальные И освещение способно подчеркнуть, усилить пространственный эффект. Например, объединить лестничный объем с окружающими помещениями или, наоборот, разделить их В первом случае достаточно использовать одинаковые источники света, создав идентичный уровень освещенности на лестнице и в прилегающих к ней зонах. Это возможно не только с помощью искусственного света, но и дневного. Чтобы отделить лестничное пространство от остального, можно создать несколько независимых световых композиций. Например, если прилегающий к лестнице холл освещен расположенными по периметру точечными светильниками, он кажется как бы замкнутым. И лестница в этом случае оказывается значительно темнее — происходит четкое разделение объемов. К тому же яснее читается пространственная ориентация помещений — горизонтальный холл и вертикальная лестница.

В светлое время суток дневной свет, льющийся из окон, делает лестницу светлее холла. Но и в этом случае сохраняется их четкое разделение. Если же в холле включено искусственное освещение, то различие создается соотношением дневного и искусственного света. Таким образом его можно использовать как способ формообразования в интерьере.

Свет, безусловно, решает и ряд психологических проблем. Оказавшись на лестнице, человек попадает в четко очерченный, можно сказать, ограниченный объем. Ограниченный не только физически, но и чувственно, осязаемо. Он как бы зажат в вытянутом пространстве, где даже потенциальное движение определено лишь двумя направлениями. Теплый струящийся свет может смягчить восприятие, избавив от клаустрофобии, стать ориентиром, приглашающим достичь верхней или нижней точки пространства, предоставить максимум комфорта.

Если интерьер дополнен оригинальными светильниками, создающими игру лучей света и причудливых теней, то освещение в пространстве лестницы несет и декоративную нагрузку.

Очевидно, что в жилом интерьере следует придерживаться общих правил формирования достаточного и равномерного освещения. Его интенсивность зависит от функционального назначения того или иного помещения. Выделение определенных зон направленным светом происходит исходя из утилитарных потребностей

Условия организации освещения

Существует несколько важных факторов, влияющих на формирование концепции освещения в пространстве лестницы.

Первый фактор, который необходимо учитывать,- наличие окна или витража, то есть естественного света. В городских квартирах оконный проём на лестнице встречается довольно редко. Такое решение более характерно для частного дома. Лестница, наделённая окном или витражом, обычно бывает парадной. Трёхмаршевая, с большим холлом, она интенсивно освещена днём. Тем не менее дневного света не всегда бывает достаточно.

Может потребоваться дополнительное искусственное освещение. К тому же окно или витраж служат естественными световыми акцентами. В тёмное время суток при переходе на искусственное освещение визуальный образ пространства может измениться или даже разрушиться. Всё это необходимо учитывать при разработке концепции освещения лестничного объёма.

Лестница может не иметь оконного проёма и вместе с тем быть парадной, если она ярко освещена и свет отражается от белых поверхностей стен. Большой, просторный холл подчёркивает её значимость в интерьере.

Холл, как таковой, заслуживает внимания и уважения. Это своего рода связующее звено между жилыми помещениями и лестничным колодцем. Даже небольшой холл делает лестницу уютной. Он добавляет объёму ощущение пространства, воздуха, что психологически более комфортно. Это особенно ощутимо, когда лестница невелика по габаритам и не имеет окна.

Лестница, как известно, бывает не только прямой, но и винтовой. Яркий декоративный элемент интерьера может быть выполнен из различных материалов. А продумав освещение, такую лестницу можно подать "в выигрышном свете".

Всё вышеперечисленное играет значительную роль в процессе проектирования световой концепции лестницы. Но всё же главное — это разработка оптимальной комбинации различных типов освещения.

Типы освещения

Как известно, существует несколько типов света — прямой, рассеянный, отражённый и комбинированный. Все они могут использоваться как составляющие элементы освещения лестницы.

Лучше, если общий свет на лестнице будет равномерным, рассеянным и достаточно ярким. Для этого подойдут настенные светильники, размещённые выше среднего роста человека. Следует снабдить их рассейвателями или абажурами, чтобы прямой свет не слепил и не привлекал чрезмерного внимания. Отражённый свет создаст эффект прозрачности пространства. Это адекватно естественному дневному освещению и поэтому наиболее комфортно для восприятия.

Общее освещение можно организовать с помощью точечных источников света, расположенных на потолке над лестницей или в прилегающих к ней помещениях. Размещают их вдоль лестничных маршей, над промежуточными площадками, над лестничным колодцем.

Интересно освещает лестницу объёмный светильник, висящий в "воздушном пространстве" лестничного колодца. Использование различных типов стекла позволяет  варьировать степень рассеянности света. Выбор формы, размеров и количества светильников зависит от стилистики всего пространства.

К сожалению, общего освещения не всегда достаточно. Часто требуется ещё и локальное, чтобы пользоваться лестницей было удобнее.

Локальное освещение

Для него используют источники света, размещённые на одинаковом расстоянии друг от друга на стыке стены и лестничного марша. Световой поток в этом случае будет направлен параллельно ступеньке или на неё. Можно встроить источник света непосредственно в ступеньку, тогда лучи будут освещать несколько предыдущих. Такое решение допустимо для лестниц различных стилей, выполненных из разных материалов. Светящимися, полностью или частично, могут быть и сами ступени. Все эти приёмы позволяют совместить локальное освещение с общим.

Довольно часто над лестничной площадкой располагают декоративный плафон или светильник, в большинстве случаев осуществляющий функции общего освещения. Но благодаря пространственному расположению и визуальным характеристикам, он акцентирует внимание на лестничной площадке. Также её можно визуально выделить, используя напольный светильник.

Если существует необходимость дополнительного освещения перил, удобно располагать источники направленного света в начале и конце лестничного марша или вдоль него. Часто в подобных случаях функции декоративного, локального и общего освещения объединяются.

Когда позволяют стилистические параметры интерьера, можно использовать гибкие люминесцентные шнуры, которые подчеркнут перила по всей длине.

В первую очередь коридоры и лестничные пролёты, как и другие переходы, несут функциональную нагрузку. Поэтому у человека, идущего любым таким переходом, должно создаваться ощущение безопасности. А также, чем длиннее проход, путь, тем в большей степени требуется создать эстетическое впечатление от пути. Это справедливо как при дневном освещении, так и при искусственном.

В организации освещения имеют значение пять факторов: яркость света, направленность, степень рассеянности, длина прохода и создающийся рельеф теней. Исходя из этого можно ещё при проектировании продумать, что будет собой представлять переход или коридор. Сочетание факторов зависит от того обстоятельства, будет ли это многолюдное или малопосещаемое пространство.

Прежде всего — яркость света, она должна быть тем более интенсивной, чем больше длина прохода. Именно это условие способствует созданию ощущения безопасности в общественных переходах. В малолюдном пространстве свет, как правило, должен падать сверху, потому что тогда не создаётся посторонних теней, которые могли бы вызвать чисто психологическое ощущение настороженности или тревоги. При этом свет преимущественно должен быть рассеянным, для того чтобы ликвидировать возможность образования теней.

В многолюдном пространстве, наоборот, направленность света может быть снизу, в таком случае рельеф теней станет более интенсивным, что и будет создавать ощущение парадности, иллюзию присутствия ещё большего количества людей. Этот эффект можно использовать в парадных холлах, приёмных. Кроме того, если рельеф теней создаётся рисунком каких-либо решёток, перил и тому подобных элементов, то эти тени ещё и усиливают эстетическое восприятие длинного перехода.

Большое значение имеет длина прохода: чем она больше, тем больше должна быть рассеянность света, поскольку интенсивный свет при большой длине пути утомляет зрение, а рассеянный-действует более благоприятно. Но в общественном переходе с большим количеством людей необходима меньшая рассеянность света, который должен быть тем более интенсивным, чем больше длина прохода.

Направленность света имеет очень большое значение, потому что направление световых лучей снизу вверх добавляет ощущения присутствия людей, то есть увеличивает, усиливает ощущение безопасности от этого. Чем больше людей, тем больше может быть теней. И наоборот — чем меньше людей в коридоре, тем в большей степени тени должны быть приглушены, уничтожены направлением света сверху вниз и рассеяны.

Декоративное освещение

Оригинальный изящный светильник может играть роль не только декоративного освещения, но и общего. Как уже говорилось, с помощью светильников можно оформить перила. Довольно часто в подобных случаях происходит совмещение функций.

В пространстве лестницы вполне уместен витраж. Это доступно вне зависимости от наличия или отсутствия оконных проёмов. Двойной витраж с искусственными источниками дневного света между стёклами на реально существующем окне. Декоративный витраж, за которым замаскированы светильники,-при отсутствии окон. В прошлом для освещения подобных витражей использовались масляные лампады. Свет получался довольно тусклым. Сегодня можно подобрать источники света необходимой мощности, чтобы иллюзия естественного освещения была практически полной.

Декоративное освещение принимает участие и в процессе формообразования интерьера. Например, когда дополняющий отделку лестницы светильник подчёркивает её пространственные направляющие.

Классическим примером можно считать размещение в начале лестничного марша изысканного светильника или канделябра. Этот важный композиционный элемент в пространстве лестницы выполняет функции декоративного, локального, а зачастую и общего освещения.

Идеальным вариантом организации освещения лестницы всё же является случай, когда общее, локальное и декоративное освещение совпадают.

Вспомогательные элементы

Иногда пространственные особенности лестничного узла создают некоторые трудности при организации функционально необходимых световых акцентов. Решить эти проблемы помогает применение мобильных источников света и возможность продуманно изменять интенсивность света того или иного светильника. Гибкая, легко трансформирующаяся арматура, светильники на подвижных рычагах и токопроводящих шинах позволяют варьировать приёмы освещения пространства. Но "плавающий" светильник может нарушить целостность световой композиции. А она важна для комфортного и безопасного использования лестницы. Поэтому необходимо проработать всевозможные варианты трансформаций.

Как известно, цвет излучения лампы зависит от её мощности. Сильный источник создаёт белый, холодный свет. Слабая мощность даёт ощущение тёплой гаммы. Изменение напряжения влияет на мощность лампы, а соответственно и на цветовую гамму. С помощью регулятора (реле) напряжение можно варьировать в довольно широком диапазоне. Возможность подобных изменений позволяет создавать желаемую атмосферу.

Кстати, чем мощнее лампа светильника, тем выше он может быть расположен. Прямого света в пространстве лестницы лучше вообще избегать. Применяя рассеиватели, хорошо делать их цветными. Это не только создаёт дополнительный уют, но и поддерживает общее колористическое решение всего помещения.

Не стоит забывать, что освещение формируется не только с помощью светильников. Стеклянные двери или перегородки позволяют использовать принцип второго света. На уровень освещённости также влияют стены, пол, потолок, витражи, полированные или зеркальные двери — в общем, все присутствующие в интерьере поверхности. Следует помнить, что белые поверхности оптически увеличивают пространство, делают его светлее. А тёмные — поглощают свет, а иногда и объём пространства.

Цветовое решение помещения действительно играет важную роль в организации освещения. Белый тон основных поверхностей поддерживает иллюзию дневного света. Его хорошо использовать при наличии окна. Тёплая гамма создаёт ощущение уюта и поддерживает искусственное освещение. Это подойдёт для лестницы, не имеющей дневного света, без окон. Тёмные, холодные тона допустимы только при условии интенсивного освещения, как днём, так и вечером. Такую гамму можно использовать в тех случаях, когда лестница включена в пространство двухуровневой гостиной, библиотеки, спальни и т.п.

2010/07/20

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here