Итак, интерьер по-прежнему во власти минимализма: простые геометрические формы, скупая цветовая гамма, строгие очертания. Нередко отсутствует даже намек на тепло, уют, изящество. Иногда обстановка кажется столь холодной и безжизненной, что невольно хочется согреть ее самобытными деталями, внести в нее элемент классики, проверенной временем. 

Не случайно, колониальный стиль в интерьере — этот великолепный результат синтеза восточной и европейской культур, ставший следствием колонизации, — сегодня вновь актуален. Экзотический аромат и философская символика дальних стран сочетаются в нем с европейской роскошью и комфортом. В конечном итоге любое новаторство рано или поздно становится классикой, а классика, как известно, никогда не выходит из моды.

Индия, Мьянма (Бирма), Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Филиппины и другие восточные страны, когда-то завоеванные европейскими колонизаторами, сохранили национальные традиции, хотя и подверглись влиянию западной цивилизации. Изысканные предметы восточного интерьера на протяжении нескольких веков завозились колонизаторами в Англию, Францию, Испанию, Португалию. Адаптировавшись к новым условиям, они прочно вошли в европейскую культуру и стали неотъемлемой частью евродизайна.

Далеко не каждая вещь в колониальном стиле дает представление о восточном образе жизни. Нередко встречаются предметы обстановки (кровати, комоды, круглые кофейные столики), сделанные в подлинно европейских традициях. Это связано с тем, что до прихода колонизаторов во многих азиатских странах была слабо развита культура изготовления мебели. Чтобы наладить привычный быт, европейцам поначалу приходилось привозить с собой все необходимые предметы интерьера. Постепенно местные мастера научились подстраиваться под вкусы чужеземцев, создавая мебель, пригодную не только для обустройства тропических бунгало. Так, объединяя восточный и западный взгляды на жизнь, начал формироваться колониальный стиль.

В интерьере «колониального» дома как будто прикасаешься к вечности. Столы, обтянутые крокодиловой кожей, бронзовые подсвечники, мраморные статуэтки, комоды и сундуки из дорогих пород дерева — все эти атрибуты богатого убранства помещения внешне совсем не отличаются от тех, что создавались век или два тому назад. Многие из них намеренно стилизованы под антиквариат. Любая вещь — будь то миниатюрный кожаный табурет или солидный письменный стол с множеством ящиков — изготовлена вручную, что говорит о ее особой ценности.

Со вкусом подобранная колониальная мебель способна согреть и «очеловечить» любой интерьер. Так, миниатюрный резной столик создаст оригинальную композицию в дуэте с простой металлической вазой, а столовый гарнитур из малазийского ореха станет украшением просторной гостиной, оформленной в пастельных тонах.

Пожалуй, изюминкой колониального стиля является своеобразная «звериная» тематика, когда стол, комод, сундук и торшер повторяют очертания животных, подражая их пластике и повадкам. Слоны, львы, буйволы, обезьяны и черепахи — это далеко не весь перечень обитателей колониального интерьера. Ножки диванов, кресел, столов часто имитируют львиные лапы, а спинки, подлокотники и другие детали украшены фигурками слонов и горных баранов. Животные как будто играют с предметами обстановки: бронзовые черепашки водрузили себе на панцири кожаный сундук, а четыре обезьяны, одетые во фраки, покорно несут тяжелый книжный шкаф.

В гарнитурах колониальной мебели можно наблюдать жанровые сцены с участием людей и животных. Такое внимание к представителям фауны связано с особенностями восточного менталитета, отражающего стремление к гармонии с природой и окружающим миром.

«Звериный стиль» — одно из первых, сформировавшихся задолго до нашей эры, направлений восточного искусства. Художники, владевшие различными способами обработки дерева, металла и кожи (чеканка, резьба, тиснение), изображали животных, птиц и обитателей морей. Фигурки горных баранов, оленей и львов служили талисманами, защищая людей от злых духов, наделяя природными силами. В основе «звериного стиля» — мифы о происхождении человека от животных, о чудесных превращениях людей в зверей и птиц, о браках между людьми и животными.

В буддийских легендах-джатаках говорится, что Будда в своих предшествующих жизнях пребывал в образе слона, обезьяны и других животных. Часто в образе того или иного зверя древние мастера видели своих предков. Отголоски «звериного стиля» до сих пор ощутимы в восточно-европейском дизайне, и колониальный стиль — не исключение.

Колониальная мебель производится, как правило, из экологически чистых натуральных материалов, безвредных для организма человека. Наиболее востребованная порода древесины — тиковое дерево. Этот твердый и маслянистый материал идеально подходит для сложной резьбы по дереву. Он не портится от сырости и не боится перемены климата. Губительное действие на него оказывает лишь сухой воздух. Поэтому влажность в помещении не должна опускаться ниже 50%. Чрезвычайная популярность тика на мебельном рынке явилась причиной неконтролируемой вырубки дерева. Отдельным тропическим странам даже пришлось ввести ограничения на заготовку и экспорт тиковой мебели, что, впрочем, лишь подогрело к ней интерес востокоманов.

Сегодня на Востоке широко распространен способ производства тиковой мебели из старой древесины, привлекающий мастеров своей дешевизной и приятным янтарным оттенком с золотистыми разводами, присущим такому материалу. Таким образом, дерево из разобранных старых домов и поднятых со дна водоемов лодок обретает свою вторую жизнь.

Не менее ценятся отдельные породы каучукового и тюльпанного дерева, тиса, азиатские виды ореха, китайское красное дерево, а также ротанговая пальма, из лиан которой создается необычайно модная сегодня плетеная мебель. Последнюю отличают легкость, прочность и абсолютное равнодушие к причудам погоды. Плетеная мебель универсальна, она идеально подходит как для тропического, так и для относительно сурового европейского климата. Требуется лишь периодически обрабатывать ее воском или канифолью.

В богатых домах «туманного Альбиона» плетеные кресла, столы, кушетки и корзины прочно обосновались еще в середине XIX века, а сегодня мода на «плетенку» захлестнула весь мир. Мебель из ротанга стала атрибутом красивой жизни и проникла не только в роскошные загородные дома, но и в офисы крупных компаний.

 

В колониальном интерьере ротанговое плетение нередко сочетается с другими экзотическими материалами. Один из самых необычных мебельных гарнитуров выполнен в «дорожном» стиле с использованием комбинации из тика, «плетенки», брезента и кожи буйвола. Все предметы этого гарнитура подражают кожаным чемоданам с большим количеством застежек. Так и хочется подойти к одному из них, взять и отправиться в далекое путешествие.

 

Помимо ротанга для изготовления плетеной мебели применяется водяной гиацинт — новинка на российском мебельном рынке. Это редкое растение (родом из Южной Америки) ни в чем не уступает ротанговой пальме. Оно так же прочно, долговечно и привлекательно. Волокно растения получается из стебля, очищенного от корней, листьев и сердцевины. После просушки и дополнительной обработки восточные мастера плетут из него удобные кресла, диваны и кушетки, как правило сочетая его с тиковой основой.

Излюбленные детали колониального стиля — сундуки и шкафы-аптечки (комоды с множеством маленьких ящиков для хранения медицинских препаратов) — также изготавливаются из древесины тика, обтянутой кожей буйвола. На кожу методом тиснения наносится оригинальный декор. Крышки сундука и ящики аптечки украшаются бронзовыми и латунными ручками. Чтобы металл блестел и не повреждался, на него под воздействием окисления в естественной среде или при помощи специальной обработки — патинирования — наносят особую пленку, предохраняющую изделие от коррозии. Сундук можно использовать не только в качестве емкости для хранения старой одежды или ненужных вещей, но и как придиванный стол, накрыв его стеклом или шелковым палантином.

Этническое звучание в колониальный интерьер вносят предметы обстановки, созданные из бамбука. Легкие, но прочные бамбуковые стебли идут на изготовление миниатюрных столиков, диванов и табуретов. Особенным успехом пользуются пятнистые сорта бамбука. Мебель, полностью сделанная из бамбука, — большая редкость. Обычно его сочетают с ротанговым плетением и кожей. Плетеные кресла и диван с бамбуковыми ножками удачно впишутся в гостиную загородного дома или составят гармоничную композицию с цветами и зелеными кустарниками в саду.

Бум вокруг бамбука вызвал волну подражаний этому тропическому растению. Из тика и розового дерева начали делать мебель, которую на вид почти невозможно отличить от бамбуковой. Мебельные гарнитуры, столы и этажерки из лжебамбука и сегодня пользуются популярностью.

Аксессуары

 

Незаменимую роль в колониальном дизайне играют аксессуары. Настольные лампы и торшеры, подсвечники и статуэтки, подставки для цветов и настенные панно, люстры и зеркала делают интерьер изысканным и создают теплую непринужденную атмосферу.

При изготовлении ламп наиболее распространенные сочетания — мрамор, бронза и кожа. Например, на мраморной основе стоит бронзовый слон и держит на спине кожаный абажур, расписанный цветочным орнаментом. Помимо слонов в роли «носителей» абажуров выступают львы, медведи и обезьяны. Отдельным абажурам придают потрескавшийся вид, стилизуя их под старину. Кроме кожи, абажуры делают из плотного льна и шелка. Синтетические волокна не применяются, дабы не нарушать основной принцип — натуральность материалов.

Для изготовления статуэток и люстр используется бронза. Отлитые в бронзе слоны, львы, буйволы и черепахи не отличаются изяществом, но смотрятся гармонично в сочетании со светлым ореховым гарнитуром или легкой плетеной мебелью. Люстры, подсвечники и подставки для цветов также изготовляются из бронзы, латуни и других, более легких металлов. Инкрустация латунью часто используется при декорировании деревянных рам для зеркал.

Во всех декоративных атрибутах такого интерьера также непременно присутствуют «звериные» мотивы. Бронзовые обезьянки, взобравшись на люстру, аккуратно поддерживают плафоны, а латунные слоны своими длинными хоботами обхватывают вазу для цветов. Многие аксессуары (настенные панно, ширмы и подставки для цветов) расписаны в традиционной китайской манере с использованием мифологических сюжетов.

Особый интерес вызывают аксессуары из бамбука. Они изумительно смотрятся и в классическом, и в минималистском интерьере, становясь тропическими островками среди других деталей обстановки. Из полых стеблей бамбука изготовляют оригинальные подсвечники, вазы и подставки для цветов. Кроме того, бамбук как предмет декора хорош сам по себе, даже если не имеет функционального назначения.

В азиатских странах бамбук применяется наиболее широко. Гребни, заколки для волос, различная кухонная утварь и другие бамбуковые изделия до сих пор популярны на Востоке. В прежние времена из стеблей бамбука мастерили декоративные мечи и детские музыкальные инструменты, например, тунсо (бамбуковая флейта). Мастерили из него и весьма забавные предметы деревенского быта: корзинку без дна (суньлунь) использовали как сушилку для одежды, поставив ее на жаровню; циновку под названием «бамбуковая жена» клали в постель, чтобы согреться от холода.

В Китае бамбук стал символом долголетия, воли и стойкости перед жизненными невзгодами. Из его стеблей, заполненных порохом, делали фейерверки или просто клали их в костер. Считалось, что взрывающийся с оглушительным треском бамбук распугивает злых духов. Стебли бамбука шли также на изготовление кистей и бумаги коричневого оттенка. Древнее китайское выражение, означающее, что человеку суждено остаться в истории, гласит: «Его имя сохранят на бамбуке и шелке».

2006/07/20

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here